?

Log in

No account? Create an account
Детское чтение для сердца и разума
Екатерина Мурашова, "Класс коррекции" 
24-фев-2009 12:06 am
мир с книгой
Тут ниже пост озаглавлен - "Осторожно, сказка для самых маленьких".
А как мне назвать? Осторожно - книга для всех? Осторожно - не читайте такое детям? Хотя нет, наоборот - такие книги ни в коем случае нельзя прятать ни от кого, и от детей впервую очередь. Или надо? Вообще, насколько важно, хорошо, плохо строить вокруг ребенка "розовый мирок" не пуская в него грязь мира? Или можно ли назвать "впусканием" то, если ребенок будет знать, что мирок-то не такой уж розовый? Но вот именно за розоватость и стоит бороться, и подобные книги вполне в этом могут помочь.

В школе есть пять класс-литер. "А" и "Б" - гимназические. "В" и "Г" - по наклонной к аду, ну или горьковскому дну, которые представляют "Д" и "Е". "Дешки" называют себя - "долбанутыми", а "Ешки" - "еба..." Впрочем, не будем об этом. После седьмого класса Д и Е расформировывают. Счастливчики попадут в "Г". Их немного. "Дешки" учится продолжат вряд ли. Шпана, гопота - найдут чем заняться на улице, итак все стоят давно на учете. "Ешки" - если повезет по спецшколам пойдут или интернатам. Если повезет...
"Е" - класс коррекции. Однажды в него приходит новый ученик. Событие! То ли прибытие в чистилище нового грешника, то ли новая "гниющая развалина" пожаловала на "остров прокаженных". Юра - в класс не приходит, а вернее сказать, прикатывается - чем и вызывает фурор не только в "Е" классе, но и во всей школе, ведь инвалидов на коляске, конечно, все видели: ну там, в метро, на перекрестках, где еще христорадничают? но в школе?! Потом Юрка придет уже на костылях и многие дебилы будут потешаться над его изломанной походкой (ДЦП как никак), но Юра сумеет даже последних отморозков удивить - он без обиды посмеется над всеми передразниваниями. Да и вообще, он вряд ли тянет на уровень "ешек". По мозгам ему то ли в "Б", а то и в самом "А" место, но как-то в гимназических классах...инвалид...ну, вы поняли...
И если вам показалось, что это очередная слезовыжималка про сирых и убогих, то:
а) не думаю, что вам стоит читать дальше
б) вы ошибаетесь


Литературу такого рода не стоит читать впечатлительным барышням, крупным боссам, у которых по десять тысяч стрессов на дню и 5 пачек курева, да и прочим нервонеустойчивым. От чтения таких книг трясет, слезы подло просятся наружу, а на душе тоскливо и погано. И такие книги читать не стоит, но не читать - почти преступление. К таким книгам можно причислить автобиографические романы Рубена Давида Гонсалеса Галльего ("Белое на черном", "Я сижу на берегу...") или выдуманное, но не менее сильного Эрика Эмманюэля Шмитта (с его "Оскар и розовая дама").

Эту книгу читать стоит даже не из-за интереснейшей истории, местами фантастической, буквально, с параллельным миром и принцессой в замке (фантастика - зеркало реальности не хуже другого). Не из-за удивительно доброй истории дружбы в мире (классе коррекции) где детей не особо-то и за людей считают. Не из-за истории об обыкновенных героях. Не из-за острой толики социальных проблем, описанных автором. И даже не в совокупности этого и многого другого.
А из-за персонажей, которых автор сделала героями своей повести. Обреченных детей. Отщепенцев. Умственно отсталых. Инвалидах. Детях из неполноценных семей. Но, которые не перестают быть от того детьми. Сделать героями книги тех, о ком у нас говорить не принято, о тех, кого прячут по интернатам, спецшколам, или как в данном случае, классам коррекции - решится не каждый. И даже не потому что на это надо решаться или не решаться, а потому, что совсем не каждому близка эта тема, не у каждого она вызовет отклик в сердце, похожий на острую режущую боль. Для многих авторов, да и что там греха таить и читателей - это будет все та же тема, которую привычно замалчивать, не обращать внимания.

А ведь это удивительно добрая и нужная для воспитания сердца книга. История, которая, хотелось бы верить, может изменить наш мир к лучшему. Но, как говорит один из героев повести: "Почему, когда произносишь вслух все правильные вещи, они звучат так глупо?"

Ну и еще, маленький киноманский совет, если вам понравился фильм "Мост в Терабитию" - думаю, эта книга вам должна прийтись по вкусу.
Comments 
23-фев-2009 10:48 pm
Прочла несколько глав, мне кажется, эту книгу всё же читать не стоит, она слишком плохо написана. Стиль изложения на плохую книжку для дошкольников. Так что лучше, на мой взгляд, читать Галльего, а Мурашову не читать, в художественной литературе важна не только тема, но и язык.
23-фев-2009 11:07 pm
не знаю - не знаю, у меня язык не вызвал никаких реакций отторжения =)
а в чем "плохость" языка?
23-фев-2009 11:59 pm
А мне книга понравилась. :) Не заметила я там языка для дошкольников.
24-фев-2009 06:13 am
соглашусь =)
как-то прочиталось на одном дыхании и пиететом перед Майн Ридом, Дюма, и прочая братия - не испытываю. Вот Антон Палыч вообще предупреждал беречь язык )
24-фев-2009 12:23 pm
А меня очень насторожило то, что в горячем и правильном стремлении показать, что ешки - тоже люди, автор отказала в человечности ашкам и бешкам.
Мир такой оказался черно-белый, вывернутый наизнанку. Если предположить, что автор спорит с книгами, где отличники хорошие, а дети из неблагополучных семей - плохие (правда, я уж и не помню таких книг (после Тимура и его команды :), у нас, кажется, Квакиных давно стараются понять....) - то она просто поменяла полюса.
Ашки и бешки - сволочи просто по факту того, что они ашки и бешки. Их матери - суки, не пускающие мальчика на коляске в поездку с детьми на экскурсию, их юноши - насильники-мажоры, словом, чернуха в стиле плохого кино 90-х годов.
Книга очень сильно застряла в 90-х годах.

А мне бы хотелось, чтоб люди рассматривались как люди. А не с точки зрения того, кто у них папа и мама, в каком классе и с какими оценками они учатся...
Однобокая книга.
Наверное, я так воспринимаю болезненно, что мои дети скорее всего ашки-бешки будут. И я могу объяснить им, что ешки тоже люди (мне далеко ходить не надо, моя старшая дочка как раз именно из класса коррекции настоящего, вот такого вот, как описали - а сейчас учится на 4 и 5 в классе с гуманитарным уклоном) - но я не знаю, как я объясню им позицию автора, что ашки и бешки сволочи?....
24-фев-2009 12:41 pm
ну, подобные мамаши, действительно, зачастую те еще суки. Но, Ашки и Бешки не показываются там как явление чисто негатвиное - они там вообще почти не показываются. Кстати, мальчик Вадик более чем положительный герой - из А класса.
И позиции автора к детям, как к сволочам там нет. И от такой позиции автор вообще старается уберечь, как мне показалось.
24-фев-2009 12:44 pm
Я про акценты попозже напишу.
В чем-то я с тобой согласна, в чем-то нет.
Ты не знаешь, что такое коррекционная школа или класс, а я знаю, поэтому у несколько другой взгляд на эти вещи. У меня у самой "особый" ребенок... И знаю, что ребенку-докольнику можно легко попасть в школу для умственно отсталых, прочитав на приеме у психиаттра "Это мама Пети" и показать на картинке на Петю, а не на его маму. Для того, чтобы потом снять этот диагноз и пойти учиться с "нормальными" детьми, придется пройти стопиисят комиссий и доказывать, что твой ребенок не дурак...
И спасибо Мурашовой за то, что она пишет о том, что так бывает. Остальные что-то молчат. А у нас это норма. Про девочку Кристину, наверное, все читали?..
24-фев-2009 01:02 pm
(Я сюда по твоей же ссылке пришла). И сейчас крамольную вещь скажу: есть школы, куда я бы своего ребенка не отдала именно из-за риска получить в окружении слишком большое количество мажоров. И хотя я понимаю, что люди разные и дети разные у людей вне зависимости от уровня достатка, но вот я в глубине души считаю, что да, есть такой риск, присутствует.

А объяснять позицию автора про ашек и бешек точно надо будет? Неужели вот прям с одной книги ребенок сделает тот же вывод, что и ты - война и противопоставление? ИМХО - примет, как данность, что вот такие вот богатые гады есть. И они таки есть. А то, что не все такие, он тоже будет знать - он-то сам не такой :)
24-фев-2009 04:00 pm
Мне кажется, в любой книге есть место преувеличению и небольшой стилизации, а в детской тем более. Да, черное и белое Ну и что? Так понятнее. И лучше уж преувеличивать в эту сторону, чем в другую. Я сама "ашка", но не против, чтобы меня зря почернили, если это поможет "ешкам". Потому что я чувствую себя отчасти виноватой в том, что я родилась в Москве, что у меня в детстве все было благодаря дедушке-академику и я про "ешек" даже и не знала ничего. Так пусть современные ашки узнают.
24-фев-2009 12:35 am
Вообще-то "Мост в Терабитию", в первую очередь, книга. Но все равно интересно, что "Мост" показался Вам созвучным с "Классом коррекции"
24-фев-2009 06:15 am
да, я знаю, что впервую очередь книга, но, если не ошибаюсь, она не издана на русском.
Она созвучна своей фантастической фабулой. Да и перекличкой реального-выдуманного миров, как отображение внутренних переживаний героев.
24-фев-2009 06:51 pm - а за границей - как?
Мне очень интересно услышать мнение об этой книге родителей, проживающих за пределами России, в странах, где ученик на коляске не такая уж дикость и у каждой лестници есть лифт именно для инвалидной коляски (у моей дочки в начальной школе), не говоря уже о специализированных классах для умственно отсталых. Именно для УМСТВЕННО отсталых, а не для проблемных. Я читаю и мне жутко становится именно потому, что понимаю, что это отображение реальности. В старой квартире у нас был мальчик сосед с ДЦП. Моя дочка с ним очень дружила. Но, если честно, она была единственным ребенком во дворе, который понимал, что Дэвид не бегает, а ходит только с ходунком, а передвигается в основном ползком. И ничего - ей это не мешало сидет и играть с ним, приносить игрушки и общатся (хотя понять его было очень сложно - речевые центры поражены), зато голова хорошо работает, прям как у этого Юрки. Такое, наверное вообще детям в развитых странах читать можно только в старшей школе, когда осознал разницу среды обитания.

эх, какая дискуссия горячая получилась!
24-фев-2009 06:55 pm - Re: а за границей - как?
да, сам не ожидал, что так откликнется. Но даже хорошо, т.к. об этой теме надо говорить. Мне неприятно видеть людей, которые отворачиваются от этой темы. Просто пообщавшись неоднократно с детьми, чье положение такого же, как в книге Мурашовой или хуже - я никогда не видел в них ущербность или что-то, что затмевало бы первый план - что это асболютно нормальные дети, как дети.

Если вам интересно, то у меня в ЖЖ выложено мое интервью с двумя писателями Галльего и Борисовым - они от рождения инвалиды, они хорошо оба ответили на тему, какого зарубежом инвалиду.
24-фев-2009 07:03 pm - Re: а за границей - как?
За границей всем кажется дикостью то, что написала Мурашова. Считают, что чернуха, мол не бывает так в жизни. Хотя я не могу сказать за всех, но слышала много таких отзывов. Может им не нужно читать этих книг, раз у них там все по-другому и таких проблем нет? Вот и здесь некоторые тоже так считают.
У нас не то что лифт для колясок, обычные лифты часто не работают... Пандусы только недавно стали делать и то далеко не везде они есть. Привыкли, что все со своим горем по углам прячутся... Вот и кажется некоторым, что чернуха.
24-фев-2009 08:45 pm - Re: а за границей - как?
В заграницах, скорее, обратная проблема - в спецшколах условия намного лучше, чем дома. Родители сдают детей в такие школы-интернаты и не забирают на каникулы (!!!) Т.е. государство очень хорошо заботится и об инвалидах, и о том, чтобы родителям не было тяжело (пусть даже морально). Видела детей с ДЦП, посещающих обычную школу. Некоторым инвалидам соцфонды оплачивают персонального ассистента. Но за границей и в целом отношение к слабому более гуманное (среднестатистически).
This page was loaded дек 5 2020, 11:59 am GMT.